Skip to main content

О цитатах в процессе общения


Начну с гипотетических примеров.

Пример 1. Вам скорее всего попадались высказывания типа: Цель оправдывает средства (Макиавелли), или "Как сказал Макиавелли - цель оправдывает средства".

Пример 2. Если ты хочешь перемену в будущем — стань этой переменой в настоящем. (Ганди)

Пример 3. Проблема этого мира в том, что глупцы и фанатики слишком уверены в себе, а умные люди полны сомнений. (Бертран Рассел). Или: Не спорь с идиотом, он сначала опустит до своего уровня, а потом задавит опытом. (Грег Кинг)

Пример 4. На самом деле, жизнь проста, но мы настойчиво её усложняем. (Конфуций). Или: Всё что ни делается - всё к лучшему.

Уверен, некоторые из нас встречались с вышеизложенными примерами цитат или с похожими. Предлагаю рассмотреть их поближе и понять как пословицы обычно используются, и как можно ситуацию улучшить.

Обычно цитаты применяются (осознанно, или нет) по нескольким причинам, которые иногда случаются по отдельности, или комбинируются:
  1. Для поддержки позиции высказывающегося в предложении, в аргументе в споре или в монологе, когда в дополнение к своему мнению или знаниям цитата служит для усиления высказывания или аргумента;
  2. Выразить своё текущее душевное состояние, или настроение при помощи цитаты;
  3. Процитировать чьё-то интересное высказывание, которое достойно чтобы им поделиться со всеми или с какой-то закрытой аудиторией.
В большинстве случаев польза от использования цитаты предполагается следующая:

i) Добавление правдоподобия и авторитетности аргументу, или высказыванию,
ii) Установление лучшего контакта с аудиторией с целью донести смысл сказанного,
iii) Покрасоваться знанием предмета автором/оратором,
iv) Найти иллюстрацию к мыслям автора или оратора, которая лучше звучит, чем то, что человек в данный момент может сказать сам.

Тем не менее есть и пара других объяснений:

v) Отсутствие собственных знаний или опыта в чем-либо,
vi) Чувство собственного превосходства по отношению к окружающим относительно уровня их знаний или умственных способностей.

Теперь необходимо определить проблемы, возникающие при использовании цитат в разговорах, СМИ, книгах, речах и т.д.

Проблема 1. Цитата зачастую вырывается из исходного контекста. Таким образом простая передача цитаты только увеличит степень предубеждённости во мнениях. Проблема усложняется модностью правила Твиттера, накладывающего ограничения на длину высказывания. Относится к примеру 2.

Проблема 2. Обычно источник и правильность цитаты не проверяется и много цитат присваиваются людям, которые такого не говорили/писали, или же выражали цитируемое иначе. Есть хорошая статья на этот счёт http://www.nytimes.com/2011/08/30/opinion/falser-words-were-never-spoken.html которая поясняет проблему в подробностях. Это относится к примерам 1 и 2.

Проблема 3. Использование или принятие цитат как источника правдивой информации без исследования предметной области даёт людям ощущение авторитетности и опытности того, кто цитаты произвёл или же просто передал. Иногда опыт отсутствует или недостаточен, чтобы представлять точку зрения компетентно.

Проблема 4. Многие из тех цитат, которые регулярно попадаются на глаза пытаются в одном предложении описать сущность мироздания. Это просто невозможно и таким образом только усиливает зло, потому что многие потребители могут использовать такой тип цитат как руководство к использованию в жизни - тем не менее это полностью бесполезно. Относится к примеру 4.

Проблема 5. Цитаты унижающие других дают ложное представление читателям или слушателям об их личном превосходстве или их отношении к превосходной части человечества. Относится к примеру 3.

Нам надо иметь ввиду как потребителям или производителям информации, что при чтении цитат или использовании их в наших текстах или устных разговорах необходимо усвоить определённые принципы использования, которые в свою очередь улучшат

  • Наши знания о мире и определённых предметных областях, что сделает нас лучше
  • Наши способы выражения мыслей и результаты, которых мы хотим добиться когда что-то сообщаем
  • Качество информации, которая будет использоваться в дальнейшем нами и всеми остальными.
По моему мнению ситуацию можно улучшить с помощью простых правил:

  1. Перед тем как использовать цитату постарайтесь сформулировать идею своими словами - будет более ценно вашей аудитории и покажет большее правдоподобие и заботу об аудитории.
  2. Если цитата необходима, тщательно проверьте авторство, правильность и контекст цитаты. Например, прежде чем цитировать про "невидимую руку рынка" от Адама Смита будет здорово, если вы прочитаете хотя бы одну книгу Адама Смита где он сам лично упоминает "невидимую руку" и в каком контексте. Укажите точный источник цитаты - книгу, журнал или название Веб-сайта и страницу, или URL.
  3. После выбора цитаты расскажите о контексте и своём мнении относительно цитаты. Обычно цитаты содержат информацию о какой-то малой части предметной области (если только цитата не длинная и не содержит подробного описания предмета), которая относится к определённым ситуациям и может повлечь за собой вопросы от аудитории, что хорошо. Такой коментарий также поможет вовлечь аудитроию в обсуждение вашего взгляда на представляемую цитату или же вашу интерпретацию.
  4. Постарайтесь избегать цитат, унижающих другие группы людей, иначе "идиоты", или "глупцы" в этих цитатах будете вы. Я лично не против таких цитат, потому что понятна позиция тех, кто так высказывается (например Рассел). Тем не менее я понимаю, что другие люди могут расстроиться.

Я уверен, что предлагаемые правила улучшат человека, который высказывается и производит информацию и того, кто этой информацией пользуется во многих аспектах путём улучшения осведомленности о том, о чём они говорят и их знаний, и путём улучшения качества информации.

Comments

Popular posts from this blog

Scrum - Team Culture and Wall Manifesto

In the Scrum framework one of the key components is the wall and daily stand-up. In some organisations I worked with the whole concept of the wall is not accepted by many developers, because of the stand-up necessity and "time waste". Very often all that methodology is used for the sake of methodology and not to achieve what we actually do - adding or creating value to our customer (usually called "The Business"). I can understand frustration that is caused by the wall and stand-up process. From the software developer perspective it is really a waste of time for the following reasons: 1. In 95% of cases developers are head down working like hell delivering valuable outcomes that they are accountable for. Extra effort to go to the wall, staying there for 15-30 minutes and listening or not listening to what others were doing yesterday and will be doing tomorrow is annoying for them; 2. The mere fact of having to do something mandatory to do that looks like

Construction issues resolution in Sydney - part 17

It's been a while since  the last post In January 2016 the owner lodged an application to NCAT against owners corporation to fix three major defects: - waterproofing of large windows in the living room and bedroom which led to windows full replacement - bathroom drain fix - planterbox fix The owners corporation didn't come to mediation and tribunal ordered to fix all defects within 2 months (the deadline was 8th July 2016). The owners corporation as usual didn't rush to comply with the order regarding two items: bathroom and planterbox. The windows works started end of April 2016. At the same time owners corporation decided to check whether it's a warranty and original builder should fix the issues. That was also related to the fact that the variation was submitted by the current contractor who started fixing the defect. So the owners corporation stopped all works in the middle and went off for a month to "make decision". The decision was mad

Wine - 2011 Brown Brothers Crouchen Riesling

Very nice wine with fruity taste - peach and pear: Consumed with Hungarian salami. Tasting notes .